ЭК_ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ_ООО_9(17,5)

МОУ «Лицей №1»

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТА

Директор МОУ «Лицея №1»

на научно-методическом совете
_____ августа 2021

_______________ А.В. Гуденко

протокол №1

___ августа 2021

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Современное общество и человек»
(базовый уровень)
Основной общеобразовательной программы основного общего образования
9 класс
(ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ - 17,5 ЧАСОВ)

СОСТАВИТЕЛЬ:
А.В. Чепкасова,
учитель истории и обществознания
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
___________/В.М. Головкова,
руководитель кафедры общественных наук

г. Петрозаводск

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Современное общество и
человек» для 9 класса построена таким образом, чтобы помочь обучающимся найти
ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни, а
также углубить уже имеющиеся знания в рамках учебного предмета «Обществознание».
Цели и задачи программы:
Цель программы: подготовка учащихся 9 классов к успешной государственной итоговой
аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Знания основ обществознания помогает обществу в эффективном решении множества
проблем, стоящих перед ним в экономической, политической, социальной или духовной
сфере.
Задачи преподавания элективного учебного предмета:
1. Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы
ориентироваться в нем (познавательные действия)
• Добывать
и критически оценивать поступающую обществоведческую
информацию.
• Систематизировать обществоведческую информацию, устанавливать связи в
целостной картине общества (его структурных элементов, обществоведческих
явлений, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
2. Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том
числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей(личностнооценочные и коммуникативные действия)
• Определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям
(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
• Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (учебных моделях
жизненных ситуаций) и отвечать за свой выбор, свое решение.
• Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных
моделях жизненных ситуаций).
3. Действовать в пределах правовых и нравственных норм, чтобы успешно решать
жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (личностно-оценочные
действия)
• В моделях экономических ситуаций (бизнес, трудовые отношения, сделки и т.д.).
• В моделях гражданско-семейных ситуаций (судебные разбирательства и т.п.)
• В моделях политических ситуаций (конституционное, административное право).
• В соответствии с нормами уголовного права.

2.Общая характеристика учебного предмета
Обществознание изучает общественную жизнь, используя для этого комплекс
общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение,
социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного
учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных
социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Изучение курса спланировано на 17,5 часов учебного времени, т.е. по 0,5 часа в неделю.

3.Результаты освоения предмета :
Предполагаемые личностные результаты
1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни (данный элективный курс поможет
систематизировать знания и развить универсальные учебные навыки, необходимые
•
для успешной сдачи ГИА в текущем году,
•
для подготовки теоретической базы и необходимых умений для
дальнейшего обучения в старшей школе, затем успешной сдачи ЕГЭ, дающего
возможность получения профессионального образования и профессиональной
самореализации).
2. Дальнейшее развитие умений коммуникации, усвоение с целью дальнейшего
применения умения вести полемику.
3. Ценностные ориентиры, основанные на толерантности, осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия.
4. Понимание необходимости развития внутреннего мира своей личности- члена
формирующегося гражданского общества в РФ.
Предполагаемые метапредметные результаты:

•
•
•
•
•
•

1. Учащиеся научатся сознательно организовывать вою познавательную
деятельность
2. Учащиеся углубят свои знания и разовьют умения объяснять явления
социальной действительности с научных позиций
3. Учащиеся смогут выполнять познавательные и практические задания на:
•
использование элементов причинно-следственного анализа;
•
составление простого плана;
•
составление тезисов;
•
составление конспекта;
•
использование несложных реальных связей и зависимостей:
•
определение
сущностных
характеристик
изучаемого
объекта,
самостоятельное определение и выбор верных критериев для сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
•
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;
•
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в
текст и др.);
выбор знаковых систем адекватно предложенной коммуникативной и
познавательной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
объективную оценку своих учебных действий;
корректировку своего собственного поведения в социуме;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения;
способность решать творческие задачи представлять, результаты свей деятельности
в различных формах (сообщение, эссе, презентация, опорный конспект, схема и
др.).

4. Учащиеся смогут быть готовыми к сотрудничеству с учениками, с учителем, к
коллективной работе.
Предполагаемые предметные результаты:
в познавательной сфере:
•
•

относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах жизни
общества, механизмах и регуляторах деятельности человека;
знание базовых ключевых понятий обществознания в объёме основной школы;

•

знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения учащимися своих социальных ролей;

•

умения находить нужную социальную информацию в различных источниках,
адекватно её воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными знаниями);

•

умения давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
в ценностно-мотивационной сфере

•
•

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей
в мотивационной структуре личности;
знание основ нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли в жизни общества, умение применять эти нормы и правила к анализу
конкретных реальных ситуации, установка на необходимость руководствоваться
этими правилами в собственной жизни;

•

знание особенностей труда и основных требований трудовой этики;

•

знание новых возможностей для коммуникаций в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;

•

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

5.Содержание учебного предмета
1. Особенности ГИА по обществознанию Кодификатор. Спецификатор. Система
оценивания. Демоверсия ГИА. 1 час
2. Человек и общество (2часа). Общество как форма жизнедеятельности людей.
Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их
взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности
подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра,
учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения.
Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение.

3. Сфера духовной культуры (2часа). Сфера духовной культуры и её особенности.
Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях
информационного
общества.
Возможности
получения
общего
и
профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные
организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода
совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
4. Экономика (5часов). Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги,
потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и
собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и
специализация.
Обмен,
торговля.
Рынок
и
рыночный
механизм.
Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги.
Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические
меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические
цели и функции государства.
5. Социальная сфера (2 часов). Социальная структура общества. Семья как малая
группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в
подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его
решения. Межнациональные отношения.
6. Сфера политики и социального управления (2 часов). Власть. Роль политики в
жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы
государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие
граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и
движения, их роль в общественной жизни страны. Гражданское общество и
правовое государство.
7. Право ( 2 часов теория). Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы
права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды
правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы
государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы.
Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в
России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и
их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы
реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международноправовая защита жертв вооружённых конфликтов. Гражданские правоотношения.
Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и
обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения.
Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения,
правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
8. Практическое решение тестовых заданий (1,5 часа)
6.Тематическое планирование
№

Тема

Количество

часов
1.
Особенности
ГИА
обществознанию

по 1

2.
Человек и общество

2

Сфера духовной культуры

2

Экономика

5

Социальная сфера

2

3.
4.
5.
6.
Сфера
политики
социального управления

и 2

7.
Право

2

Итоговое повторение

1.5

8.
7.Календарно-тематическое планирование (прилагается)
8.Список литературы для педагога и учащихся
Литература для учителя
1. Боголюбов Л.Н. «Обществознание 9 класс» Просвещение 2014 год
2. Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И.Обществознание. 9 класс. Поурочные
разработки. 2014
3. Кишенкова О.В ОГЭ 2019. Обществознание. Тренировочные варианты 2018,
4. Коваль Т.В. Обществознание. 9 класс. Тестовые задания. 2014
5. Краюшкина С.В. , Тесты по обществознанию, 9 класс, 2017.
6. Павлов С. Б. Пособие по обществознанию, Москва, «Айрис-пресс» 2014г.
7. Чернышева О.А. Обществознание. Новый тематический тренинг Легион ,2016г.
8. Швандерова А.Р.Обществознание в формате ЕГЭ. Человек и общество, Ростов-наДону ,«Феникс»,2016.
9. Шилобод М. И., Кривошеев В.Ф. Политика и право. Москва, «Дрофа». 2014г
10. Тесты ЕГЭ по обществознанию 9 - 11 класс, Москва, «Экзамен», 2017гг
11. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
12. http://socio.rin.ru/
13. http://mlis.ru методико-литературный Интернет-сервис
14. http://www.center.fio.ru/som методические рекомендации учителю-предметнику
15. http://www.edu.ru
Литература для обучающихся
1.
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В Обществознание, Новый полный
справочник для подготовки к ЕГЭ,.М., 2016.
2.
Брандт М.Ю.Обществознание, Понятия и термины, Справочник, 2016.
3.
Калачева Е.Н. ОГЭ 2018. Обществознание. 100 баллов. ,2018.
4.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 9 класс. Рабочая тетрадь. 2016,
5.
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Учебник «Обществознание» «Русское слово», 20132014гг, Москва

6.
Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л.ОГЭ 2019. Обществознание.
Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. 2018,
7.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С., Брандт М.Ю,
Обществознание, Эксперт в ЕГЭ,. М, 2016
8.
Лебедева Л.Н. Справочник, Обществознание в схемах и таблицах, 8-11
класс,М2016.
9.
Митькин А.С.Обществознание. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Боголюбова
Л.Н. - 20
10.
Чернышева О.А., Обществознание, Карманный справочник, 8-11 класс, 2015.
11.
«Экономика. Электронный учебник.», http://www.economy-bases.ru/t1.html
12.
Гражданский кодекс РФ
13.
Семейный кодекс РФ
14.
Трудовой кодекс РФ
15.
Конституция РФ
16.
Закон «О защите прав потребителей»
17.
Закон «Об образовании»
18.
http://slovary.gramota.ru/
19.
http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/index.htm
h ttp://www.fipi.ru - портал информационной поддержки Единого государственного
экзамена.
9. Планируемые результаты изучения предмета
Ученик научится:
•

•

•

Добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях
личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и
политики.
Систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.)
информацию об особенностях личности и поведения разных людей,
взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике.
Понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми. Анализировать
простые системы фактов, явлений, понятий.
Ученик получит возможность научиться:

•

•

Определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к
правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и
политического устройства общества.
Делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению
разных людей и отвечать за свой выбор, а так же моделирующих основы
общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике.

•

Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных
моделях жизненных ситуаций).

•

Р
е
ш
а
т
ь
у


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».