РП_ИСТОРИЯ КАРЕЛИИ_СОО_2018-2020

МОУ «Лицей №1»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицея №1»

ПРИНЯТА
на научно-методическом совете
протокол №1
___ августа 2018 года

_______________/ А.В.Гуденко
___ августа 2018

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ КАРЕЛИИ»
Основная общеобразовательная программа среднего общего образования
(ФГОС)
10-11 КЛАССЫ

СОСТАВИТЕЛЬ:
ГУДЕНКО А.В.,
учитель высшей квалификационной категории

ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ
КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
___________/Головкова В.М., руководитель кафедры общественных наук

г. Петрозаводск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по учебному предмету «История Карелии» на ступени среднего общего образования
(далее – Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО),
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 мая 2012 г.
№413, Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
28 июня 2016 г. №2/16-з), а также Концепцией нового учебно-методического комплекса по
отечественной истории.
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
1) Закон РФ от 29.12.2012. №273 «Об образовании в Российской Федерации».
2) Концепция развития этнокультурного образования в Республики Карелия на 2017-2025 годы,
утвержденная Распоряжением Правительства Республики Карелия от 04.04.2017 г. №182-П
3) Примерная программа учебного предмета «История Карелии».
4) Методические рекомендации «О преподавании предметов регионального содержания в
общеобразовательных организациях Республики Карелия в 2018-209 учебном году».
Цели обучения.
Курс «История Карелии» по данной программе направлен на достижение следующих целей:
- воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к родному краю, патриотических
чувств, уважения к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой родины», чувства
ответственности за окружающую нас природу;
- освоение знаний о природных, исторических и культурных достопримечательностях края;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного восприятия и
осмысления природной и социокультурной специфики родного края.
Задачи обучения:
- формирование практической ориентации школьника в окружающем микромире, включение его в
активное познание Карелии;
- развитие умений наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать, выделять особенности
природных, исторических, культурных объектов родного края; проводить наблюдения, поиск, сбор
и описание объектов своей местности, применять правила природоохранного поведения в
повседневной жизни.
Место предмета «История Карелии» в учебном плане.
Министерство образования Республики Карелия рекомендует сохранить изучение учебного
предмета «История Карелии» в части учебного плана, формируемого участниками образовательных
отношений
и осуществлять его в соответствии с ФГОС СОО, а также Примерной основной
образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов.
На изучение учебного предмета «История Карелии» отводится:
Учебный предмет
10 класс
11 класс
Всего
История Карелии
1 час в неделю
1 час в неделю
(35 ч. в год)
(35 ч. в год)
70 час.
Общая характеристика учебного предмета.
В современном обществе растет интерес к историческому и культурному прошлому истории
Карелии. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего
развития личности. Активной и творческой формой приобщения человека к истории и культуре
России является изучение им истории своей малой родины. Изучение учебного курса «История
Карелии» способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, духовности и
гражданственности. Один из основных источников воспитания гражданственности – память о
прошлом. Знание исторического и культурного прошлого своей малой Родины даёт курс «История

Карелии». Учебный курс делает человека духовно богаче, способствует выработке у него активной
жизненной позиции. Главное – заинтересовать школьников процессом исторического познания.
Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи
перед всей системой народного образования. В соответствии с государственной образовательной
политикой одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение
подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его
духовным и нравственным ценностям. В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого
своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только
необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности,
к близкой для обучающихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих
людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с
судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей
малой и большой Родиной. Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование
их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют
глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу
из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев,
формирования у них этнического самосознания и достоинства.
Основные направления работы по предмету «История Карелии».
Особая направленность предмета История Карелии приобретает проблема приобретения знаний,
воспитание уважения к истории, традициям, культуре народов, проживающих на территории
родного края. Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени
позволяют
обучающемуся
почувствовать
себя
индивидуумом,
личностью,
активно
взаимодействовать с окружающим миром, понимать его проблемы. В настоящее время остро
ощущается необходимость патриотического воспитания школьников, изучения истории народа,
восстановления духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с
детства, поэтому целесообразно изучать важные эпохи истории Карелии. История родного края
воспитывает любовь к малой Родине – той части России, где мы живем, где родились и
выросли. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он
живет, каждый обязан принимать посильное участие в сохранении истории, духовных ценностей
родного края. Человек воспитывается в окружающей его среде незаметно для себя. Он начинает
учиться нравственной ответственности перед людьми прошлого и будущего. Поэтому потребность
знать край, в котором живешь, рано или поздно, возникает у каждого.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы для среднего общего
образования по учебному предмету «История Карелии»
Методической основой преподавания истории на ступени среднего общего образования,
согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации
активной познавательной деятельности обучающихся.
Планируемые личностные результаты освоения программы:
− формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу,
флагу, гимну);
− формирование гражданской позиции выпускника как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон
и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире, готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения.
Планируемые метапредметные результаты освоения программы:
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.

Планируемые предметные результаты освоения программы:
Планируемые предметные результаты освоения обучающимися программы для среднего общего
образования по учебному предмету «История Карелии» представлены в двух видах: «Выпускник
научится», «Выпускник получит возможность научиться».
Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых
обеспечивается учителем в отношении всех обучающихся.
Группа результатов «Выпускник
получит возможность научиться» обеспечивается в отношении части наиболее мотивированных и
способных обучающихся.
Выпускник научится:
– рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов
истории Карелии;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории
Карелии;
– представлять культурное наследие Карелии;
– работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им
общую характеристику;
- анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных
исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный
ряд);
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями истории Карелии, ее
основными персоналиями;
– составлять описание исторических объектов и памятников Карелии на основе
текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по тематике региональной
истории;
– ориентироваться в дискуссионных вопросах региональной истории ХХ века
и существующих в науке их современных версиях и трактовках;
– оценивать роль личности в истории Карелии.
Выпускник получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль
Карелии в российском и мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов по истории Карелии;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными
историческими деятелями характера и значения социальных реформ, внешнеполитических
событий, войн и революционных процессов в истории Карелии
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
1) Семинары
2) Диспуты, дискуссии
3) Проектная деятельность
4) Решение проблемных задач
5) Круглые столы
6) Мозговые штурмы
7) Подготовка докладов и презентаций
8) Работа с письменными источниками и картой.
9) Заполнение контурных карт и др.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов
учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной
жизни учащегося.

На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником или группой
обучающихся.
Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни
– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в
ходе учебно-исследовательской работы
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя
из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя
место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих
средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности
человека
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точнои
объективно
презентуя
свой проект или возможные результаты исследования,
с
целью обеспечения
продуктивного
взаимовыгодного сотрудничества
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев
оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе
реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать
пути минимизации этих рисков
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ)
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные
варианты применения результатов
Примеры тематики проектов:
«Трудные вопросы в изучении Зимней войны»
«Форпосты России – Соловки и Валаам»
« Взаимовлияние культур русских и карел»
« Двоеверие в Карелии»
Межпредметные связи учебного предмета история
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению
знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно– воспитательного
процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи
явлений в обществе.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные
связи, можно достичь следующих результатов:
– знания приобретают качества системности
– умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу,
переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к
научной, художественной деятельности человека в современных условиях
– усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся

Межпредметные связи выполняют в обучении истории ряд функций:
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у
учащихся диалектико-материалистических взглядов на общество, современных представлений о
законах его развития, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении
методологии современного подхода к изучению общественных наук, которое развивается по линии
интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию исторических процессов.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель
формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость.
Межпредметные связи выступают как средство развития исторических понятий, способствуют
усвоению связей между ними и общими понятиями обществоведческих дисциплин
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и
творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности,
самостоятельности и интереса к познанию истории. Межпредметные связи помогают преодолеть
предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям
воспитания школьников в обучении истории. Учитель истории, опираясь на связи с другими
предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель
совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и
структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний
учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм
организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Основное содержание учебного предмета «История Карелии» (70 часов)
Введение.
Источники по истории Карелии Карелия в древности (7 часов)
Начало заселения территории края. Первые поселения людей в эпоху мезолита. Памятники эпохи
мезолита. Оленеостровский могильник. Неолит: керамика и петроглифы. Поселения эпохи раннего
металла и железного века. Саами
Карельская земля и Великий Новгород. XI–XV вв. (9 часов)
Карельская земля и ее соседи. Хозяйственное освоение Карелии. Промысловая колонизация.
Торговля. Присоединение Карелии к Новгородской республике. Крещение веси и корелы. Погосты.
Крестьянское освоение края и зарождение новых этнических общностей. Организация
административного управления в крае. Обонежский ряд. Корельская земля. Корела. Защита Карелии
от внешней угрозы в XII-XIV вв. Отражение агрессии Швеции в XII в. Новая война со Швецией и
Ореховецкий мирный договор. Противостояние Москве.
События/даты:
7000 лет до н.э. — начало заселения территории Карелии
1143г. – первое упоминание в русской летописи о карелах
1227г. – крещение карелов в православие
1270/71г. – создание административной области «Корельская земля» в составе Новгородской
республики
1310г. – строительство крепости Корела
1323г. Ореховецкий мирный договор. Разделение Корельской земли на русскую и шведскую
части.
1478г. –включение Карелии в состав России.
Карелия в составе России в XVI–XVII вв. (11 часов)
Социально-экономические, административные и военные преобразования в крае начале XVI вв.
Крестьяне и горожане. Реформы местного управления. Военная реформа. Помещики и своеземцы.
Карелия при Иване Грозном. Местное самоуправление. Опричнина и первая шведская интервенция.
Карелия в «Смутное время». Вторая шведская интервенция. Преодоление последствий интервенции.
Наш край во второй половине XVII в. Создание Олонецкого уезда. Пашенные солдаты. Соловецкое

восстание 1668-1676 гг. Культура и быт XIV–XVII вв. Устное народное творчество. «Калевала».
Грамотность и книжность. Архитектура. Иконопись.
Персоналии: И.С.Рокаччу,
События/даты:
1500 г. – создание Корельского уезда
1610-1611г.г. –оборона г. Корела от шведских захватчиков
1649 г.- основание города-крепости Олонца
Карелия в XVIII в. (9 часов)
Участие жителей края в Северной войне. Боевые действия на территории Карелии. Оборона Олонца.
«Осударева дорога». Петровские горные заводы и Олонецкая верфь. Петрозаводская слобода.
Деятельность олонецких заводов и рудников. Система управления в Олонецкой губернии.
Преобразование Петровской слободы в город . Петрозаводск. Державин Г.Р. – первый губернатор
края. Экономическое развитие края во второй половине XVIII в. Александровский пушечный завод.
Тивдийские мраморные ломки. Воицкий рудник. Шуньгская ярмарка. Положение крестьян в
Карелии. Государственные и приписные крестьяне. Кижское восстание.
Персоналии: И. Окулов, В.Геннин, П. Апраксин, Ч. Гаскойн, Г. Державин Н.Я. Озерецковский
События/даты:
1703 г. –начало строительства Олонецких Петровских заводов
1714 г. – постройка Преображенского собора в Кижах
1769 г. – 1771 г.г. – Кижское восстание
1773 – 1774 г. г. – Постройка Александровского (Онежского) завода
Карелия в первой половине XIX в. (9 часов)
Наш край в первой половине XIX в. Культура и быт. Просвещение. Библиотеки и печать.
Театральная жизнь. Народное зодчество. Преображенский собор в Кижах. Здравоохранение.
Марциальные воды. Изyчeниe края русскими учеными.
События/даты:
1828 г. –создание Олонецкой епархии
1835 г. – первое издание эпоса «Калевала»
1938 г. –начало издания «Олонецких губернских ведомостей»
Карелия во второй половине XIXв. (7 часа)
Реформы 1860-1870-х гг. Социально-экономическое развитие края в пореформенный период:
сельское хозяйство, промышленность, торговля и транспорт.
События/даты:
1866 – 1867 г. г. – отмена крепостного права и введение земских учреждений в Олонецкой губернии
Карелия в начале ХХ в. (3 часа)
Революционное движение в Карелии в 1905-1907 гг. Наш край в условиях думской монархии.
Культура во второй половине XIX – начале XX в. Народное образование. Создание и деятельность
учительской семинарии. Библиотеки. Печать. Театр. Изобразительное искусство. Народное
зодчество. Изучение Карелии. Народный фольклор.
Персоналии: В.В. Савельев, Е.Г. Пименов, Г.Г. Григорьев, Ю.К. Арсеньев, Д.В. Белоусов, А.В.
Африкантов, В.К. Якимовский, А. Митрофанов, В.Д. Поленов, Ф.Ф. Фортунатов, Н.Н. Хоботов,
В.И. Воронин, П.Н. Рыбников, И.А. Федосова, Н.Ф. Лесков.
События/даты:
1903г. – открытие в Петрозаводске учительской семинарии
1905- 1907 г. г. – массовые выступления рабочих и крестьян края против самодержавия
1914-1916 г. г. – Строительство Мурманской железной дороги.

Карелия в период революции и Гражданской войны (3 часов)
Революционные события 3-4 марта 1917 г. в Петрозаводске. Образование Петрозаводского Совета
рабочих и солдатских депутатов. Политические партии. I и II Олонецкие губернские съезды
крестьянских депутатов. Рабочее и крестьянское движение летом и осенью 1917 года.
Установление власти Советов в Карелии. Создание нового госаппарата. Первые мероприятия
Советской власти и отношение к ним населения.
Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Иностранная интервенция. Организация
обороны края. Введение чрезвычайных мер. Результаты и последствия политики «военного
коммунизма» на территории Карелии.
Персоналии: Ф.И. Кучевский, Н.В. Никольский, А.А. Копяткевич, В.М. Куджиев, Н.В. Комаров, В.М.
Парфенов, В.П. Солунин, Н.Т. Григорьев, А.В. Дубровский, Т.Д.Анисимов, П.Ф. Анохин, И. Ахава,
А.М. Пригоровский, И.Д. Спиридонов.
События/даты:
1917г.,15 марта – Образование Петрозаводского Совета рабочих депутатов
1917г.,26-27 октября (8 ноября) Переход власти в Петрозаводске к Олонецкому губернскому Совету
крестьянских, рабочих и солдатских депутатов
1918 г., январь – Установление советской власти в Олонце, Повенце и Пудоже.
1918г., июль – Вторжение иностранных интервентов в северную Карелию
1920г., февраль-март –Освобождение края от интервентов и белогвардейцев
Карелия в 1920–1930-е гг. (4 часа)
Создание Карельской Трудовой Коммуны. Первые шаги национального самоопределение. I
Всекарельский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Преобразование
Карельской Трудовой Коммуны в Автономную Карельскую Советскую Социалистическую
Республику.
АКССР в условиях новой экономической политики. Промышленность и транспорт. Карельская
деревня. Особенности индустриализации и коллективизации в Карелии. Проблема трудовых
ресурсов, социальное и правовое положение трудящихся. ГУЛАГ, СЛОН, строительство ББК.
Общественно-политическая жизнь. Социально-демографические изменения. Повседневная жизнь.
Культурное развитие в 1920-1930-е годы. Языковая политика.
Персоналии: Э.А. Гюллинг, Я.Т. Мяки, В.М.Куджиев, А.В.Шотман, А.Ф. Нуортева, Г.С. Ровио,
Тойво Антикайнен, Д.В.Бубрих, А.М. Линевский, Я. Виртанен, А.Н. Тимонен, Н.Г. Гиппиев, Я.В.
Ругоев, М.М. Коргуев, Д.К. Карпова, В.П. Гудков, В.Н. Попов
События/даты:
1920 г., 8 июня – Образование Карельской Трудовой Коммуны
1923 г., 25 июля – Образование Карельской АССР
1929 г. – Пуск в эксплуатацию ГЭС и бумажной фабрики в Кондопоге
1933г. – Ввод в строй Беломоро-Балтийского канала
1934 г., июль - I Всекарельская конференция писателей , положившая начало Союзу писателей
Карелии
1936 г., февраль – Создан государственный ансамбль песни и пляски «Кантеле»
1939 г. – Пуск в эксплуатацию Сегежского целлюлозное – бумажного комбината
Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн (3 часа)
Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Образование Карело-Финской ССР. Боевые действия на
территории республики в 1941-1945гг. Карельский прифронтовой тыл. Оккупационный режим.
Война в тылу противника. Особенности партизанского движения. Освобождение Карелии. Переход к
мирной жизни.
Персоналии: О.В. Куусинен, П.М. Петров, Ю.В. Андропов, П.С. Прокконен, Г.Н. Куприянов, Н.Ф.
Кайманов, В.А. Фролов, К.А. Мерецков, М.М. Мелентьева, А.М. Лисицына, И.А. Григорьев
События/даты:
1939-1940 гг.- Советско-финляндская война
1940г.- Открытие Карело-Финского государственного университета в Петрозаводске
1941 г., 23 августа – образование Карельского фронта
1944 г., июнь - Свирско-Петрозаводская наступательная операция

1944 г., 28 июня – освобождение г. Петрозаводска
1944 г., сентябрь - восстановление Государственной границы на Северо-Западе СССР
Карелия в первое послевоенное десятилетие (2 часа)
Последствия войны. Возрождение промышленности, транспорта, лесной отрасли и сельского
хозяйства. Послевоенная деревня. Общественно-политическая обстановка.
Повседневная жизнь людей после войны
Перемены в политическом устройстве и хозяйственном управлении. Преобразование КарелоФинской ССР в Карельскую Автономную ССР в составе РСФСР.
Персоналии: О.В. Куусинен, П.С. Прокконен, Г.Н. Куприянов, И.И.Сенькин
События/даты:
1946г., март –Создана научная база АН СССР
В 1949 г. преобразована в Карельский филиал АН СССР
1954 г. - Введен в строй Надвоицкий алюминиевый завод
1955г.- Открытие в Петрозаводске музыкально-драматического театра
Карелия в 1960-1980-е гг. (2 часа)
Экономическая реформа в промышленности и сельском хозяйстве в 60-е годы. Демографические и
социальные проблемы.
Общественно-политическая жизнь в 60-е-80-е годы
Республика в условиях перестройки
Персоналии:
События/даты:
1963 г.- Вступил в строй петрозаводский завод «Тяжбуммаш»
1965г.-Введена в эксплуатацию Западно-Карельская железная дорога
1982г. – начал действовать Костомукшский горно-обогатительный комбинат
Карелия - субъект России (2 часа)
Перестройка властных структур и роль общественности. Переход к рыночным отношениям.
Социальные изменения. Либерализация общественной жизни.
Республика Карелия в начале ХХI века. Укрепление местных органов власти. Экономическое
развитие. Общественно- политическая жизнь республики.
Развитие образования и науки. Общеобразовательная школа. Высшее и среднее профессиональное
образование. Научные учреждения.
Литература и искусство. Архитектура. Музыка. Театр.
Персоналии:
События/даты:
1991 г.- Карельская АССР переименована в Республику Карелия
2001 г. –Принята новая редакция Конституции Республики Карелия

Корректировка тематического планирования 2019-2020 учебный год (11 класс)
№
Тема
Кол-во часов Кол-во часов
Корректировка КТП
по плану
дано
1 Карелия в первое послевоенное
2
1
За счет корректировки формы
десятилетие
проведения урока (учебная
лекция)
2 Карелия в 1960-1980-е гг.
2
1
За счет корректировки формы
проведения урока (учебная
лекция)
и
включения
материалов
регионального
компонента в основной курс
«История России».

Количество
часов
7

Раздел

Тематическое планирование. История Карелии 10—11 классы
(70 часов)
Планируемые образовательные результаты учащихся по каждой теме

История Карелии с древнейших времен до XVIII в. , 10 класс (35 часов)
Введение.
Выпускник научится:
Источники
по
–
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
истории Карелии
– знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц;
Карелия
в
–
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов
древности
истории Карелии;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории
Карелии;
– представлять культурное наследие Карелии;
– работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им
общую характеристику;
- анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных
исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).
Выпускник получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в
российском и мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов по истории Карелии;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,
что цель достигнута;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

9

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий.
Карельская
Выпускник научится:
земля и Великий
–
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
Новгород. XI–XV
– знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц;
вв.
–
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов
истории Карелии;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории
Карелии;
– представлять культурное наследие Карелии;
– работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им
общую характеристику;
- анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных
исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями истории Карелии, ее основными
персоналиями;
– составлять описание исторических объектов и памятников Карелии на основе текста, иллюстраций,
макетов, интернет-ресурсов.
Выпускник получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в
российском и мировом сообществе;
– определять место и время создания исторических документов по истории Карелии;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными
историческими деятелями характера и значения социальных реформ, внешнеполитических событий,
войн и революционных процессов в истории Карелии
Регулятивные универсальные учебные действия

11

Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,
что цель достигнута;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий.
Карелия
в Выпускник научится:
составе России в
–
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
XVI–XVII вв.
– знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц;
–
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов
истории Карелии;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории
Карелии;
– представлять культурное наследие Карелии;
– работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им
общую характеристику.

Выпускник получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в
российском и мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов по истории Карелии.

10

Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,
что цель достигнута;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств.
Карелия в XVIII Выпускник научится:
в.
–
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

– знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц;
–
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов
истории
Карелии;
– представлять культурное наследие Карелии;
– работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им
общую характеристику;
- анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных
исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
– оценивать роль личности в истории Карелии.
Выпускник получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в
российском и мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов по истории Карелии.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,
что цель достигнута;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

16

Карелия в XIXв.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий.
История Карелии ХIX-ХХ века, 11 класс (35 часов)
Выпускник научится:
–
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц;
–
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов
истории Карелии;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории
Карелии;
– представлять культурное наследие Карелии;
– работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им
общую характеристику;
- анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных
исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями истории Карелии, ее основными
персоналиями;
– составлять описание исторических объектов и памятников Карелии на основе текста, иллюстраций,
макетов, интернет-ресурсов;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по тематике региональной
истории.
Выпускник получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в
российском и мировом сообществе;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными
историческими деятелями характера и значения социальных реформ и революционных процессов в
истории Карелии.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,

3

Карелия
начале ХХ в.

что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий.
в Предметные
Выпускник научится:
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории
Карелии;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Карелии;
представлять культурное наследие Карелии;
работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую
характеристику;
анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических
источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями истории Карелии, ее основными
персоналиями.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой
истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в

российском и мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в сокровищницу мировой культуры;
определять место и время создания исторических документов по истории Карелии.
Метапредметные
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия.
3

Карелия
период
революции
Гражданской
войны

в Предметные
Выпускник научится:
и рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории
Карелии;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Карелии;
представлять культурное наследие Карелии;
работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую
характеристику;
анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических
источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями истории Карелии, ее основными
персоналиями.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой
истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в
российском и мировом сообществе;
определять место и время создания исторических документов по истории Карелии;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными
историческими деятелями характера и значения социальных реформ, внешнеполитических событий,
войн и революционных процессов в истории Карелии.

4

Метапредметные
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия.
Карелия в 1920– Предметные
1930-е гг.
Выпускник научится:
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории
Карелии;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Карелии;
представлять культурное наследие Карелии;
работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую
характеристику;
анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических
источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой
истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в
российском и мировом сообществе;
определять место и время создания исторических документов по истории Карелии.
Метапредметные
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия.

3

Карелия в годы
Второй мировой
и
Великой
Отечественной
войн

Предметные
Выпускник научится:
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории
Карелии;
работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую
характеристику;
анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических
источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями истории Карелии, ее основными
персоналиями;
ориентироваться в дискуссионных вопросах региональной истории ХХ века и существующих в науке их
современных версиях и трактовках;
оценивать роль личности в истории Карелии.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой
истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в
российском и мировом сообществе;
определять место и время создания исторических документов по истории Карелии;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными
историческими деятелями характера и значения социальных реформ, внешнеполитических событий,
войн и революционных процессов в истории Карелии.

2

Карелия

Метапредметные
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия.
в Предметные

первое
послевоенное
десятилетие

Выпускник научится:
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории
Карелии;
работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую
характеристику;
анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических
источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
оценивать роль личности в истории Карелии.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой
истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в
российском и мировом сообществе;
определять место и время создания исторических документов по истории Карелии;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории.

2

Метапредметные
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия.
Карелия в 1960- Предметные
1980-е гг.
Выпускник научится:
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории
Карелии;
работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую
характеристику;
анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических

источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
оценивать роль личности в истории Карелии.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой
истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в
российском и мировом сообществе;
определять место и время создания исторических документов по истории Карелии;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории.

2

Метапредметные
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия.
Карелия
- Предметные
субъект России
Выпускник научится:
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории
Карелии;
работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую
характеристику;
анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических
источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
оценивать роль личности в истории Карелии.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой
истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в
российском и мировом сообществе;
определять место и время создания исторических документов по истории Карелии;

характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории.
Метапредметные
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия.

Тематическое планирование курса «История Карелии», 10 класс
№

1
2
3
4
5

6

7

8
9
10
11
12
13
14
15
16

17

18

19
20
21
22
23
24
25

Тема

Кол-во
д/з
часов
Источники по истории Карелии Карелия в древности (7 ч.)
Источники по Истории Карелии.
1
конспект
Начало заселения территории края.
1
§1
Поселения эпохи людей в эпоху раннего
1
§2
металла и железного века.
Памятники эпохи мезолита в Карелии.
1
конспект
Оленеостовский могильник.
Карелия в древности.
1
Подготовить
тематические
проекты.
Характеристика археологических культур на
1
Конспект
территории древней Карелии. Поселения эпохи
мезолита в Карелии.
Исторические источники о периоде жизни
1
Учебник стр.13-15
первобытных людей.
Карельская земля и Великий Новгород. XI-XV вв. (9 ч.)
Карельская земля и ее соседи.
1
§3
Хозяйственное освоение Карелии.
1
§4
Промысловая колонизация.
Присоединение Карелии к Новгородской
1
§5
республике.
Крещение веси и корелы. Погосты.
1
Конспект
Организация административного управления в
1
§6
крае.
Защита Карелии от внешней угрозы в XII-XIV
1
§7
вв.
Карелия и Великий Новгород.
1
Лекционный
материал
Противостояние Москве.
1
Лекционный
материал
Карельская земля и Великий Новгород XI-XV
1
Анализ
вв.
исторических
источников.
Карелия в составе России XVI-XVII (11 ч.)
Социально-экономические преобразования в
1
Учебник стр.47-49,
крае в конце XV - начале XVI вв. Социальный
исторические
состав.
документы.
Реформы местного управления.
1
Анализ
исторических
документов.
Социально-экономические преобразования в
1
Конспект
крае в конце XV - начале XVI вв.
Административные и военные преобразования
1
§8
в конце XV - начале XVI вв.
Карелия при Иване Грозном. Местное
1
Учебник стр.54-56
самоуправление.
Опричнина и первая шведская интервенция.
1
Учебник стр.56-61
Карелия в «Смутное время».
1
§10
Наш край во второй половине XVII в.
1
§11
Соловецкое восстание.
1
Конспект

26
27
28
29
30
31
32

33

34

35

Культура и быт края в XIV-XVII вв.
1
§12
Эпос «Калевала».
1
§12
Карелия в XVIII - первой половине XIX (10 ч.)
Участие жителей края в Северной войне.
1
§13
Петрозаводская слобода.
1
§13
Карелия в Петровскую эпоху (музейное
1
Отчет по итогам
занятие)
музейного занятия
Карелия в середине и второй половине XVIII в.
1
§14, стр.87-89
Деятельность олонецких заводов и рудников.
Система управления в Олонецкой
1
Анализ
губернии.Преобразование Петровской слободы
исторических
в город Петрозаводск.
источников.
Экономическое развитие края во второй
1
§14, стр.89-90
половине XVIII. Александровский пушечный
завод. Тивдийские мраморные ломки.
Положение крестьян в Карелии.
1
§14, стр.90, документ
Государственные и приписные крестьяне.
2
Кижское восстание.
Карелия в XVIII веке (повторительно1
Анализ
обобщающий урок).
исторических
документов.

Тематическое планирование курса «История Карелии», 11 класс
№

1
2
3

Тема

Кол-во
часов
Карелия в первой половине ХIХв. (9 ч.)
Наш край в первой половине XIX в. Общие
1
тенденции развития.
Олонецкое воинство в Отечественной войне
1
1812 года.
Хозяйственная жизнь в Карелии в первой
1
половине XIX в.
1

5

Административное управление нашего края на
рубеже XVIII-XIX вв.
Культура и быт. Просвещение.

6

Культура и быт нашего края. Здравоохранение.

1

7

Культура и быт нашего края. Ученыеисследователи Карелии.
Марциальные воды – первый русский курорт.

1

4

8

9

10
11

1

1

Обобщающий урок по теме «Карелия в первой
1
половине XIXвека».
Карелия во второй половине ХIХв. (7 ч.)
Реформы 1860-1870-х гг. Освобождение
1
крестьян.
Земская, городская, судебная и военная
1
реформа.

д/з
Лекционный
материал.
Лекционный
материал.
Учебник стр.97-100,
исторические
документы.
Лекционный
материал.
Учебник стр.101-105,
исторические
документы.
Учебник стр.105-106,
исторические
документы.
Учебник стр.106-110
Работа с
историческими
документами.
Отчет по итогам
музейного занятия
Учебник стр.113-115
Учебник стр.115-119,
работа с
историческими
документами.
Учебник стр.121-124,
работа с
историческими
документами
Учебник стр.124-127

12

Экономическое развитие края в
пореформенный период. Пореформенная
деревня.

13

Экономическое развитие края в
1
пореформенный период. Промышленность.
Торговля и транспорт.
Социальные изменения в крае в
1
Лекционный
пореформенный период.
материал
Культура Карелии во второй половине XIX в.
1
§16-17
Развитие образования и медицины в Карелии
1
Музейная
во второй половине XIX в.
экспозиция
Карелия в начале ХХ в. (3 ч.)
Революционное движение в Карелии в 19051
§20
1907 гг.
Наш край в условиях думской монархии.
1
§21
Культура в конце XIX - начале XX вв.
1
§16-17
Карелия в период революции и Гражданской войны (3 ч.)
Наш край в революции 1917 г.
§24
Утверждение советской власти в Карелии.
1
§25, исторические

14
15
16

17
18
19
20
21

1

22

23

24
25

26

27
28

29

30

31
32

33
34

35

Первые мероприятия Советской власти и
документы
отношение к ним населения. Анохин Петр
Федорович.
Иностранная интервенция и Гражданская
1
§26-27
война в крае. Столкновение интересов
различных государств на Севере России.
Карелия в 1920-1930 –е гг. (4 ч.)
Проблема национально-государственного
1
§28, музейная
самоопределения. Образование Карельской
экспозиция
Трудовой Коммуны.
Возрождение хозяйства республики в условиях
1
§29
новой экономической политики.
Особенности индустриализации и
1
§30
коллективизации в Карелии. Проблема
трудовых ресурсов, социальное и правовое
положение трудящихся.
Общественно-политическая жизнь. Социально1
§§31-33
демографические изменения. Культурное
развитие в 1920-1930 гг.
Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн (3 ч.)
Советско-финляндская война 1939-1940 гг.
1
§34, документы
Образование Карело-Финской ССР
после параграфа
Боевые действия на территории республики в
1
Лекционный
1941-1945 гг.
материал, работа с
историческими
документами.
Карельский прифронтовой тыл.
1
Лекционный
Оккупационный режим. Война в тылу
материал, работа с
противника. Особенности партизанского
историческими
движения. Освобождение Карелии. Переход к
документами.
мирной жизни.
Карелия в первое послевоенное десятилетие (2 ч.)
Карелия в первое послевоенное десятилетие:
1
§40-41
Последствия войны. Возрождение
промышленности и транспорта. Послевоенная
деревня.
Повседневная жизнь людей после войны.
1
§42
Карелия в 1960-1980-е гг. (2 ч.)
Карелия в конце 1950-х - 1980-е годы.
1
§43-45
Основные тенденции социальноэкономического, политического развития.
Республика Карелия в условиях перестройки.
1
§46
Карелия – субъект России (2 ч.)
Карелия на современном этапе. Переход к
1
§47, работа с
рыночным отношениям.
историческими
документами.
Республика Карелия в начале XXI века.
1
Лекционный
материал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».