МОУ «Лицей №1» УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Лицея №1» ПРИНЯТА на научно-методическом совете протокол №1 ___ августа 2018 года _______________/ А.В.Гуденко ___ августа 2018 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОУ «ЛИЦЕЙ №1» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ КАРЕЛИИ» Основная общеобразовательная программа среднего общего образования (ФГОС) 10-11 КЛАССЫ СОСТАВИТЕЛЬ: ГУДЕНКО А.В., учитель высшей квалификационной категории ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ___________/Головкова В.М., руководитель кафедры общественных наук г. Петрозаводск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа по учебному предмету «История Карелии» на ступени среднего общего образования (далее – Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 мая 2012 г. №413, Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з), а также Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы: 1) Закон РФ от 29.12.2012. №273 «Об образовании в Российской Федерации». 2) Концепция развития этнокультурного образования в Республики Карелия на 2017-2025 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Республики Карелия от 04.04.2017 г. №182-П 3) Примерная программа учебного предмета «История Карелии». 4) Методические рекомендации «О преподавании предметов регионального содержания в общеобразовательных организациях Республики Карелия в 2018-209 учебном году». Цели обучения. Курс «История Карелии» по данной программе направлен на достижение следующих целей: - воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к родному краю, патриотических чувств, уважения к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой родины», чувства ответственности за окружающую нас природу; - освоение знаний о природных, исторических и культурных достопримечательностях края; - формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного восприятия и осмысления природной и социокультурной специфики родного края. Задачи обучения: - формирование практической ориентации школьника в окружающем микромире, включение его в активное познание Карелии; - развитие умений наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать, выделять особенности природных, исторических, культурных объектов родного края; проводить наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей местности, применять правила природоохранного поведения в повседневной жизни. Место предмета «История Карелии» в учебном плане. Министерство образования Республики Карелия рекомендует сохранить изучение учебного предмета «История Карелии» в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и осуществлять его в соответствии с ФГОС СОО, а также Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. На изучение учебного предмета «История Карелии» отводится: Учебный предмет 10 класс 11 класс Всего История Карелии 1 час в неделю 1 час в неделю (35 ч. в год) (35 ч. в год) 70 час. Общая характеристика учебного предмета. В современном обществе растет интерес к историческому и культурному прошлому истории Карелии. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности. Активной и творческой формой приобщения человека к истории и культуре России является изучение им истории своей малой родины. Изучение учебного курса «История Карелии» способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, духовности и гражданственности. Один из основных источников воспитания гражданственности – память о прошлом. Знание исторического и культурного прошлого своей малой Родины даёт курс «История Карелии». Учебный курс делает человека духовно богаче, способствует выработке у него активной жизненной позиции. Главное – заинтересовать школьников процессом исторического познания. Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. В соответствии с государственной образовательной политикой одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям. В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой для обучающихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной. Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства. Основные направления работы по предмету «История Карелии». Особая направленность предмета История Карелии приобретает проблема приобретения знаний, воспитание уважения к истории, традициям, культуре народов, проживающих на территории родного края. Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют обучающемуся почувствовать себя индивидуумом, личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, понимать его проблемы. В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического воспитания школьников, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно изучать важные эпохи истории Карелии. История родного края воспитывает любовь к малой Родине – той части России, где мы живем, где родились и выросли. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет, каждый обязан принимать посильное участие в сохранении истории, духовных ценностей родного края. Человек воспитывается в окружающей его среде незаметно для себя. Он начинает учиться нравственной ответственности перед людьми прошлого и будущего. Поэтому потребность знать край, в котором живешь, рано или поздно, возникает у каждого. Планируемые результаты освоения обучающимися программы для среднего общего образования по учебному предмету «История Карелии» Методической основой преподавания истории на ступени среднего общего образования, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся. Планируемые личностные результаты освоения программы: − формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну); − формирование гражданской позиции выпускника как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; − формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; − толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Планируемые метапредметные результаты освоения программы: Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Планируемые предметные результаты освоения программы: Планируемые предметные результаты освоения обучающимися программы для среднего общего образования по учебному предмету «История Карелии» представлены в двух видах: «Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться». Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в отношении всех обучающихся. Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся. Выпускник научится: – рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; – знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц; – определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории Карелии; – характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Карелии; – представлять культурное наследие Карелии; – работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую характеристику; - анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); – соотносить иллюстративный материал с историческими событиями истории Карелии, ее основными персоналиями; – составлять описание исторических объектов и памятников Карелии на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; – демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по тематике региональной истории; – ориентироваться в дискуссионных вопросах региональной истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках; – оценивать роль личности в истории Карелии. Выпускник получит возможность научиться: – демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в российском и мировом сообществе; – устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в сокровищницу мировой культуры; – определять место и время создания исторических документов по истории Карелии; – характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории; – понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ, внешнеполитических событий, войн и революционных процессов в истории Карелии Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата 1) Семинары 2) Диспуты, дискуссии 3) Проектная деятельность 4) Решение проблемных задач 5) Круглые столы 6) Мозговые штурмы 7) Подготовка докладов и презентаций 8) Работа с письменными источниками и картой. 9) Заполнение контурных карт и др. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни учащегося. На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Обучающийся сможет: – решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин – использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач – использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни – использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач – использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы Обучающиеся научатся: - формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе – восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве – отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей – оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели – находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека – вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точнои объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества – самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; – адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков – адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ) – адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов Примеры тематики проектов: «Трудные вопросы в изучении Зимней войны» «Форпосты России – Соловки и Валаам» « Взаимовлияние культур русских и карел» « Двоеверие в Карелии» Межпредметные связи учебного предмета история Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно– воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в обществе. Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов: – знания приобретают качества системности – умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях – усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся Межпредметные связи выполняют в обучении истории ряд функций: Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на общество, современных представлений о законах его развития, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного подхода к изучению общественных наук, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию исторических процессов. Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития исторических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями обществоведческих дисциплин Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию истории. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении истории. Учитель истории, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Основное содержание учебного предмета «История Карелии» (70 часов) Введение. Источники по истории Карелии Карелия в древности (7 часов) Начало заселения территории края. Первые поселения людей в эпоху мезолита. Памятники эпохи мезолита. Оленеостровский могильник. Неолит: керамика и петроглифы. Поселения эпохи раннего металла и железного века. Саами Карельская земля и Великий Новгород. XI–XV вв. (9 часов) Карельская земля и ее соседи. Хозяйственное освоение Карелии. Промысловая колонизация. Торговля. Присоединение Карелии к Новгородской республике. Крещение веси и корелы. Погосты. Крестьянское освоение края и зарождение новых этнических общностей. Организация административного управления в крае. Обонежский ряд. Корельская земля. Корела. Защита Карелии от внешней угрозы в XII-XIV вв. Отражение агрессии Швеции в XII в. Новая война со Швецией и Ореховецкий мирный договор. Противостояние Москве. События/даты: 7000 лет до н.э. — начало заселения территории Карелии 1143г. – первое упоминание в русской летописи о карелах 1227г. – крещение карелов в православие 1270/71г. – создание административной области «Корельская земля» в составе Новгородской республики 1310г. – строительство крепости Корела 1323г. Ореховецкий мирный договор. Разделение Корельской земли на русскую и шведскую части. 1478г. –включение Карелии в состав России. Карелия в составе России в XVI–XVII вв. (11 часов) Социально-экономические, административные и военные преобразования в крае начале XVI вв. Крестьяне и горожане. Реформы местного управления. Военная реформа. Помещики и своеземцы. Карелия при Иване Грозном. Местное самоуправление. Опричнина и первая шведская интервенция. Карелия в «Смутное время». Вторая шведская интервенция. Преодоление последствий интервенции. Наш край во второй половине XVII в. Создание Олонецкого уезда. Пашенные солдаты. Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Культура и быт XIV–XVII вв. Устное народное творчество. «Калевала». Грамотность и книжность. Архитектура. Иконопись. Персоналии: И.С.Рокаччу, События/даты: 1500 г. – создание Корельского уезда 1610-1611г.г. –оборона г. Корела от шведских захватчиков 1649 г.- основание города-крепости Олонца Карелия в XVIII в. (9 часов) Участие жителей края в Северной войне. Боевые действия на территории Карелии. Оборона Олонца. «Осударева дорога». Петровские горные заводы и Олонецкая верфь. Петрозаводская слобода. Деятельность олонецких заводов и рудников. Система управления в Олонецкой губернии. Преобразование Петровской слободы в город . Петрозаводск. Державин Г.Р. – первый губернатор края. Экономическое развитие края во второй половине XVIII в. Александровский пушечный завод. Тивдийские мраморные ломки. Воицкий рудник. Шуньгская ярмарка. Положение крестьян в Карелии. Государственные и приписные крестьяне. Кижское восстание. Персоналии: И. Окулов, В.Геннин, П. Апраксин, Ч. Гаскойн, Г. Державин Н.Я. Озерецковский События/даты: 1703 г. –начало строительства Олонецких Петровских заводов 1714 г. – постройка Преображенского собора в Кижах 1769 г. – 1771 г.г. – Кижское восстание 1773 – 1774 г. г. – Постройка Александровского (Онежского) завода Карелия в первой половине XIX в. (9 часов) Наш край в первой половине XIX в. Культура и быт. Просвещение. Библиотеки и печать. Театральная жизнь. Народное зодчество. Преображенский собор в Кижах. Здравоохранение. Марциальные воды. Изyчeниe края русскими учеными. События/даты: 1828 г. –создание Олонецкой епархии 1835 г. – первое издание эпоса «Калевала» 1938 г. –начало издания «Олонецких губернских ведомостей» Карелия во второй половине XIXв. (7 часа) Реформы 1860-1870-х гг. Социально-экономическое развитие края в пореформенный период: сельское хозяйство, промышленность, торговля и транспорт. События/даты: 1866 – 1867 г. г. – отмена крепостного права и введение земских учреждений в Олонецкой губернии Карелия в начале ХХ в. (3 часа) Революционное движение в Карелии в 1905-1907 гг. Наш край в условиях думской монархии. Культура во второй половине XIX – начале XX в. Народное образование. Создание и деятельность учительской семинарии. Библиотеки. Печать. Театр. Изобразительное искусство. Народное зодчество. Изучение Карелии. Народный фольклор. Персоналии: В.В. Савельев, Е.Г. Пименов, Г.Г. Григорьев, Ю.К. Арсеньев, Д.В. Белоусов, А.В. Африкантов, В.К. Якимовский, А. Митрофанов, В.Д. Поленов, Ф.Ф. Фортунатов, Н.Н. Хоботов, В.И. Воронин, П.Н. Рыбников, И.А. Федосова, Н.Ф. Лесков. События/даты: 1903г. – открытие в Петрозаводске учительской семинарии 1905- 1907 г. г. – массовые выступления рабочих и крестьян края против самодержавия 1914-1916 г. г. – Строительство Мурманской железной дороги. Карелия в период революции и Гражданской войны (3 часов) Революционные события 3-4 марта 1917 г. в Петрозаводске. Образование Петрозаводского Совета рабочих и солдатских депутатов. Политические партии. I и II Олонецкие губернские съезды крестьянских депутатов. Рабочее и крестьянское движение летом и осенью 1917 года. Установление власти Советов в Карелии. Создание нового госаппарата. Первые мероприятия Советской власти и отношение к ним населения. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Иностранная интервенция. Организация обороны края. Введение чрезвычайных мер. Результаты и последствия политики «военного коммунизма» на территории Карелии. Персоналии: Ф.И. Кучевский, Н.В. Никольский, А.А. Копяткевич, В.М. Куджиев, Н.В. Комаров, В.М. Парфенов, В.П. Солунин, Н.Т. Григорьев, А.В. Дубровский, Т.Д.Анисимов, П.Ф. Анохин, И. Ахава, А.М. Пригоровский, И.Д. Спиридонов. События/даты: 1917г.,15 марта – Образование Петрозаводского Совета рабочих депутатов 1917г.,26-27 октября (8 ноября) Переход власти в Петрозаводске к Олонецкому губернскому Совету крестьянских, рабочих и солдатских депутатов 1918 г., январь – Установление советской власти в Олонце, Повенце и Пудоже. 1918г., июль – Вторжение иностранных интервентов в северную Карелию 1920г., февраль-март –Освобождение края от интервентов и белогвардейцев Карелия в 1920–1930-е гг. (4 часа) Создание Карельской Трудовой Коммуны. Первые шаги национального самоопределение. I Всекарельский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Преобразование Карельской Трудовой Коммуны в Автономную Карельскую Советскую Социалистическую Республику. АКССР в условиях новой экономической политики. Промышленность и транспорт. Карельская деревня. Особенности индустриализации и коллективизации в Карелии. Проблема трудовых ресурсов, социальное и правовое положение трудящихся. ГУЛАГ, СЛОН, строительство ББК. Общественно-политическая жизнь. Социально-демографические изменения. Повседневная жизнь. Культурное развитие в 1920-1930-е годы. Языковая политика. Персоналии: Э.А. Гюллинг, Я.Т. Мяки, В.М.Куджиев, А.В.Шотман, А.Ф. Нуортева, Г.С. Ровио, Тойво Антикайнен, Д.В.Бубрих, А.М. Линевский, Я. Виртанен, А.Н. Тимонен, Н.Г. Гиппиев, Я.В. Ругоев, М.М. Коргуев, Д.К. Карпова, В.П. Гудков, В.Н. Попов События/даты: 1920 г., 8 июня – Образование Карельской Трудовой Коммуны 1923 г., 25 июля – Образование Карельской АССР 1929 г. – Пуск в эксплуатацию ГЭС и бумажной фабрики в Кондопоге 1933г. – Ввод в строй Беломоро-Балтийского канала 1934 г., июль - I Всекарельская конференция писателей , положившая начало Союзу писателей Карелии 1936 г., февраль – Создан государственный ансамбль песни и пляски «Кантеле» 1939 г. – Пуск в эксплуатацию Сегежского целлюлозное – бумажного комбината Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн (3 часа) Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Образование Карело-Финской ССР. Боевые действия на территории республики в 1941-1945гг. Карельский прифронтовой тыл. Оккупационный режим. Война в тылу противника. Особенности партизанского движения. Освобождение Карелии. Переход к мирной жизни. Персоналии: О.В. Куусинен, П.М. Петров, Ю.В. Андропов, П.С. Прокконен, Г.Н. Куприянов, Н.Ф. Кайманов, В.А. Фролов, К.А. Мерецков, М.М. Мелентьева, А.М. Лисицына, И.А. Григорьев События/даты: 1939-1940 гг.- Советско-финляндская война 1940г.- Открытие Карело-Финского государственного университета в Петрозаводске 1941 г., 23 августа – образование Карельского фронта 1944 г., июнь - Свирско-Петрозаводская наступательная операция 1944 г., 28 июня – освобождение г. Петрозаводска 1944 г., сентябрь - восстановление Государственной границы на Северо-Западе СССР Карелия в первое послевоенное десятилетие (2 часа) Последствия войны. Возрождение промышленности, транспорта, лесной отрасли и сельского хозяйства. Послевоенная деревня. Общественно-политическая обстановка. Повседневная жизнь людей после войны Перемены в политическом устройстве и хозяйственном управлении. Преобразование КарелоФинской ССР в Карельскую Автономную ССР в составе РСФСР. Персоналии: О.В. Куусинен, П.С. Прокконен, Г.Н. Куприянов, И.И.Сенькин События/даты: 1946г., март –Создана научная база АН СССР В 1949 г. преобразована в Карельский филиал АН СССР 1954 г. - Введен в строй Надвоицкий алюминиевый завод 1955г.- Открытие в Петрозаводске музыкально-драматического театра Карелия в 1960-1980-е гг. (2 часа) Экономическая реформа в промышленности и сельском хозяйстве в 60-е годы. Демографические и социальные проблемы. Общественно-политическая жизнь в 60-е-80-е годы Республика в условиях перестройки Персоналии: События/даты: 1963 г.- Вступил в строй петрозаводский завод «Тяжбуммаш» 1965г.-Введена в эксплуатацию Западно-Карельская железная дорога 1982г. – начал действовать Костомукшский горно-обогатительный комбинат Карелия - субъект России (2 часа) Перестройка властных структур и роль общественности. Переход к рыночным отношениям. Социальные изменения. Либерализация общественной жизни. Республика Карелия в начале ХХI века. Укрепление местных органов власти. Экономическое развитие. Общественно- политическая жизнь республики. Развитие образования и науки. Общеобразовательная школа. Высшее и среднее профессиональное образование. Научные учреждения. Литература и искусство. Архитектура. Музыка. Театр. Персоналии: События/даты: 1991 г.- Карельская АССР переименована в Республику Карелия 2001 г. –Принята новая редакция Конституции Республики Карелия Корректировка тематического планирования 2019-2020 учебный год (11 класс) № Тема Кол-во часов Кол-во часов Корректировка КТП по плану дано 1 Карелия в первое послевоенное 2 1 За счет корректировки формы десятилетие проведения урока (учебная лекция) 2 Карелия в 1960-1980-е гг. 2 1 За счет корректировки формы проведения урока (учебная лекция) и включения материалов регионального компонента в основной курс «История России». Количество часов 7 Раздел Тематическое планирование. История Карелии 10—11 классы (70 часов) Планируемые образовательные результаты учащихся по каждой теме История Карелии с древнейших времен до XVIII в. , 10 класс (35 часов) Введение. Выпускник научится: Источники по – рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; истории Карелии – знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц; Карелия в – определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов древности истории Карелии; – характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Карелии; – представлять культурное наследие Карелии; – работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую характеристику; - анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Выпускник получит возможность научиться: – демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в российском и мировом сообществе; – устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в сокровищницу мировой культуры; – определять место и время создания исторических документов по истории Карелии; – характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: 9 – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий. Карельская Выпускник научится: земля и Великий – рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; Новгород. XI–XV – знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц; вв. – определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории Карелии; – характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Карелии; – представлять культурное наследие Карелии; – работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую характеристику; - анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); – соотносить иллюстративный материал с историческими событиями истории Карелии, ее основными персоналиями; – составлять описание исторических объектов и памятников Карелии на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов. Выпускник получит возможность научиться: – демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в российском и мировом сообществе; – определять место и время создания исторических документов по истории Карелии; – характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории; – понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ, внешнеполитических событий, войн и революционных процессов в истории Карелии Регулятивные универсальные учебные действия 11 Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий. Карелия в Выпускник научится: составе России в – рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; XVI–XVII вв. – знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц; – определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории Карелии; – характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Карелии; – представлять культурное наследие Карелии; – работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую характеристику. Выпускник получит возможность научиться: – демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в российском и мировом сообществе; – устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в сокровищницу мировой культуры; – определять место и время создания исторических документов по истории Карелии. 10 Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. Карелия в XVIII Выпускник научится: в. – рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; – знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц; – определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории Карелии; – представлять культурное наследие Карелии; – работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую характеристику; - анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); – оценивать роль личности в истории Карелии. Выпускник получит возможность научиться: – демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в российском и мировом сообществе; – устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в сокровищницу мировой культуры; – определять место и время создания исторических документов по истории Карелии. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 16 Карелия в XIXв. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий. История Карелии ХIX-ХХ века, 11 класс (35 часов) Выпускник научится: – рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; – знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц; – определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории Карелии; – характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Карелии; – представлять культурное наследие Карелии; – работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую характеристику; - анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); – соотносить иллюстративный материал с историческими событиями истории Карелии, ее основными персоналиями; – составлять описание исторических объектов и памятников Карелии на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; – демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по тематике региональной истории. Выпускник получит возможность научиться: – демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в российском и мировом сообществе; – характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории; – понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и революционных процессов в истории Карелии. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, 3 Карелия начале ХХ в. что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий. в Предметные Выпускник научится: рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории Карелии; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Карелии; представлять культурное наследие Карелии; работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую характеристику; анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); соотносить иллюстративный материал с историческими событиями истории Карелии, ее основными персоналиями. Выпускник получит возможность научиться: демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в российском и мировом сообществе; устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в сокровищницу мировой культуры; определять место и время создания исторических документов по истории Карелии. Метапредметные критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. 3 Карелия период революции Гражданской войны в Предметные Выпускник научится: и рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории Карелии; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Карелии; представлять культурное наследие Карелии; работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую характеристику; анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); соотносить иллюстративный материал с историческими событиями истории Карелии, ее основными персоналиями. Выпускник получит возможность научиться: демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в российском и мировом сообществе; определять место и время создания исторических документов по истории Карелии; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ, внешнеполитических событий, войн и революционных процессов в истории Карелии. 4 Метапредметные критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. Карелия в 1920– Предметные 1930-е гг. Выпускник научится: рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории Карелии; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Карелии; представлять культурное наследие Карелии; работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую характеристику; анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Выпускник получит возможность научиться: демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в российском и мировом сообществе; определять место и время создания исторических документов по истории Карелии. Метапредметные критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. 3 Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн Предметные Выпускник научится: рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории Карелии; работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую характеристику; анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); соотносить иллюстративный материал с историческими событиями истории Карелии, ее основными персоналиями; ориентироваться в дискуссионных вопросах региональной истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках; оценивать роль личности в истории Карелии. Выпускник получит возможность научиться: демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в российском и мировом сообществе; определять место и время создания исторических документов по истории Карелии; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ, внешнеполитических событий, войн и революционных процессов в истории Карелии. 2 Карелия Метапредметные критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. в Предметные первое послевоенное десятилетие Выпускник научится: рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории Карелии; работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую характеристику; анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); оценивать роль личности в истории Карелии. Выпускник получит возможность научиться: демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в российском и мировом сообществе; определять место и время создания исторических документов по истории Карелии; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории. 2 Метапредметные критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. Карелия в 1960- Предметные 1980-е гг. Выпускник научится: рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории Карелии; работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую характеристику; анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); оценивать роль личности в истории Карелии. Выпускник получит возможность научиться: демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в российском и мировом сообществе; определять место и время создания исторических документов по истории Карелии; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории. 2 Метапредметные критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. Карелия - Предметные субъект России Выпускник научится: рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов истории Карелии; работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им общую характеристику; анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); оценивать роль личности в истории Карелии. Выпускник получит возможность научиться: демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль Карелии в российском и мировом сообществе; определять место и время создания исторических документов по истории Карелии; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории. Метапредметные критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. Тематическое планирование курса «История Карелии», 10 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Тема Кол-во д/з часов Источники по истории Карелии Карелия в древности (7 ч.) Источники по Истории Карелии. 1 конспект Начало заселения территории края. 1 §1 Поселения эпохи людей в эпоху раннего 1 §2 металла и железного века. Памятники эпохи мезолита в Карелии. 1 конспект Оленеостовский могильник. Карелия в древности. 1 Подготовить тематические проекты. Характеристика археологических культур на 1 Конспект территории древней Карелии. Поселения эпохи мезолита в Карелии. Исторические источники о периоде жизни 1 Учебник стр.13-15 первобытных людей. Карельская земля и Великий Новгород. XI-XV вв. (9 ч.) Карельская земля и ее соседи. 1 §3 Хозяйственное освоение Карелии. 1 §4 Промысловая колонизация. Присоединение Карелии к Новгородской 1 §5 республике. Крещение веси и корелы. Погосты. 1 Конспект Организация административного управления в 1 §6 крае. Защита Карелии от внешней угрозы в XII-XIV 1 §7 вв. Карелия и Великий Новгород. 1 Лекционный материал Противостояние Москве. 1 Лекционный материал Карельская земля и Великий Новгород XI-XV 1 Анализ вв. исторических источников. Карелия в составе России XVI-XVII (11 ч.) Социально-экономические преобразования в 1 Учебник стр.47-49, крае в конце XV - начале XVI вв. Социальный исторические состав. документы. Реформы местного управления. 1 Анализ исторических документов. Социально-экономические преобразования в 1 Конспект крае в конце XV - начале XVI вв. Административные и военные преобразования 1 §8 в конце XV - начале XVI вв. Карелия при Иване Грозном. Местное 1 Учебник стр.54-56 самоуправление. Опричнина и первая шведская интервенция. 1 Учебник стр.56-61 Карелия в «Смутное время». 1 §10 Наш край во второй половине XVII в. 1 §11 Соловецкое восстание. 1 Конспект 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Культура и быт края в XIV-XVII вв. 1 §12 Эпос «Калевала». 1 §12 Карелия в XVIII - первой половине XIX (10 ч.) Участие жителей края в Северной войне. 1 §13 Петрозаводская слобода. 1 §13 Карелия в Петровскую эпоху (музейное 1 Отчет по итогам занятие) музейного занятия Карелия в середине и второй половине XVIII в. 1 §14, стр.87-89 Деятельность олонецких заводов и рудников. Система управления в Олонецкой 1 Анализ губернии.Преобразование Петровской слободы исторических в город Петрозаводск. источников. Экономическое развитие края во второй 1 §14, стр.89-90 половине XVIII. Александровский пушечный завод. Тивдийские мраморные ломки. Положение крестьян в Карелии. 1 §14, стр.90, документ Государственные и приписные крестьяне. 2 Кижское восстание. Карелия в XVIII веке (повторительно1 Анализ обобщающий урок). исторических документов. Тематическое планирование курса «История Карелии», 11 класс № 1 2 3 Тема Кол-во часов Карелия в первой половине ХIХв. (9 ч.) Наш край в первой половине XIX в. Общие 1 тенденции развития. Олонецкое воинство в Отечественной войне 1 1812 года. Хозяйственная жизнь в Карелии в первой 1 половине XIX в. 1 5 Административное управление нашего края на рубеже XVIII-XIX вв. Культура и быт. Просвещение. 6 Культура и быт нашего края. Здравоохранение. 1 7 Культура и быт нашего края. Ученыеисследователи Карелии. Марциальные воды – первый русский курорт. 1 4 8 9 10 11 1 1 Обобщающий урок по теме «Карелия в первой 1 половине XIXвека». Карелия во второй половине ХIХв. (7 ч.) Реформы 1860-1870-х гг. Освобождение 1 крестьян. Земская, городская, судебная и военная 1 реформа. д/з Лекционный материал. Лекционный материал. Учебник стр.97-100, исторические документы. Лекционный материал. Учебник стр.101-105, исторические документы. Учебник стр.105-106, исторические документы. Учебник стр.106-110 Работа с историческими документами. Отчет по итогам музейного занятия Учебник стр.113-115 Учебник стр.115-119, работа с историческими документами. Учебник стр.121-124, работа с историческими документами Учебник стр.124-127 12 Экономическое развитие края в пореформенный период. Пореформенная деревня. 13 Экономическое развитие края в 1 пореформенный период. Промышленность. Торговля и транспорт. Социальные изменения в крае в 1 Лекционный пореформенный период. материал Культура Карелии во второй половине XIX в. 1 §16-17 Развитие образования и медицины в Карелии 1 Музейная во второй половине XIX в. экспозиция Карелия в начале ХХ в. (3 ч.) Революционное движение в Карелии в 19051 §20 1907 гг. Наш край в условиях думской монархии. 1 §21 Культура в конце XIX - начале XX вв. 1 §16-17 Карелия в период революции и Гражданской войны (3 ч.) Наш край в революции 1917 г. §24 Утверждение советской власти в Карелии. 1 §25, исторические 14 15 16 17 18 19 20 21 1 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Первые мероприятия Советской власти и документы отношение к ним населения. Анохин Петр Федорович. Иностранная интервенция и Гражданская 1 §26-27 война в крае. Столкновение интересов различных государств на Севере России. Карелия в 1920-1930 –е гг. (4 ч.) Проблема национально-государственного 1 §28, музейная самоопределения. Образование Карельской экспозиция Трудовой Коммуны. Возрождение хозяйства республики в условиях 1 §29 новой экономической политики. Особенности индустриализации и 1 §30 коллективизации в Карелии. Проблема трудовых ресурсов, социальное и правовое положение трудящихся. Общественно-политическая жизнь. Социально1 §§31-33 демографические изменения. Культурное развитие в 1920-1930 гг. Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн (3 ч.) Советско-финляндская война 1939-1940 гг. 1 §34, документы Образование Карело-Финской ССР после параграфа Боевые действия на территории республики в 1 Лекционный 1941-1945 гг. материал, работа с историческими документами. Карельский прифронтовой тыл. 1 Лекционный Оккупационный режим. Война в тылу материал, работа с противника. Особенности партизанского историческими движения. Освобождение Карелии. Переход к документами. мирной жизни. Карелия в первое послевоенное десятилетие (2 ч.) Карелия в первое послевоенное десятилетие: 1 §40-41 Последствия войны. Возрождение промышленности и транспорта. Послевоенная деревня. Повседневная жизнь людей после войны. 1 §42 Карелия в 1960-1980-е гг. (2 ч.) Карелия в конце 1950-х - 1980-е годы. 1 §43-45 Основные тенденции социальноэкономического, политического развития. Республика Карелия в условиях перестройки. 1 §46 Карелия – субъект России (2 ч.) Карелия на современном этапе. Переход к 1 §47, работа с рыночным отношениям. историческими документами. Республика Карелия в начале XXI века. 1 Лекционный материал