РП_ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ_СОО

МОУ «Лицей № 1»
Принята на научно-методическом
совете протокол №1 от 27.08.2021

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ лицея №1
_____________ Гуденко А.В.
Август 2021 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

Рабочая программа по курсу
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
\основная образовательная программа
среднего общего образования\

Пояснительная записка
Программа
универсальных

разработана

учебных

на

действий

основе
при

Программы

получении

развития

среднего

общего

образования, включающая формирование компетенций обучающихся в
области учебно-исследовательской и проектной деятельности, Положения
«Об индивидуальном образовательном проекте».
Программа направлена на:
–повышение

эффективности

освоения

обучающимися

основной

образовательной программы;
–формирование у

обучающихся системных представлений и опыта

применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных
результатов образования;
–формирование

навыков

разработки,

реализации

и

общественной

презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального
проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально
значимой проблемы.
Программа обеспечивает:
–развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и

самоопределению;

формирование

личностных

ценностно-смысловых

ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных
отношений;
–формирование умений самостоятельного планирования и осуществления

учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами
и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута;
–решение

задач

общекультурного,

личностного

и

познавательного

развития обучающихся;
–повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных

действий, формирование научного типа мышления, компетентностей в

предметных областях, учебно-исследовательской, проектной, социальной
деятельности;
–создание условий для самостоятельной работы по подготовке и защите

индивидуальных проектов;
–формирование навыков участия в различных формах организации учебно-

исследовательской и проектной деятельности (творческих конкурсах,
научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах,
национальных образовательных программах и др.), возможность получения
практико-ориентированного результата;
–практическую

направленность

проводимых

исследований

и

индивидуальных проектов;
–возможность

обучающимися

практического
коммуникативных

использования
навыков,

навыков

приобретенных
целеполагания,

планирования и самоконтроля;
–подготовку

к

осознанному

выбору

дальнейшего

образования

профессиональной деятельности.
Основными направлениями проектной и учебно-исследовательской
деятельности лицея являются:
–исследовательское;
–инженерное;
–прикладное;
–бизнес-проектирование;
–информационное;
–социальное;
–игровое;
–творческое.

На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями
являются:
–социальное;
–бизнес-проектирование;
–исследовательское;
–инженерное;
–информационное.

и

I. Планируемые результаты программы
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающиеся получат представление:
–о философских и методологических основаниях научной деятельности и

научных

методах,

применяемых

в

исследовательской

и

проектной

деятельности;
–о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,

надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
–о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от

исследований в естественных науках;
–об истории науки;
–о новейших разработках в области науки и технологий;
–о

правилах

и

законах,

регулирующих

отношения

в

научной,

изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное
право, защита авторского права и др.);
–о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в

результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения
исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры и
др.);
Обучающийся сможет:
–решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
–использовать основной алгоритм исследования при решении своих

учебно-познавательных задач;
–использовать основные принципы проектной деятельности при решении

своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и
социальной жизни;
–использовать элементы математического моделирования при решении

исследовательских задач;
–использовать элементы математического анализа для интерпретации

результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе
освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей
обучающиеся научатся:
–формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и

проектирования,

исходя

из

культурной

нормы

и

сообразуясь

с

представлениями об общем благе;
–восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной

деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве;
–отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития

различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей;
–оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),

необходимые для достижения поставленной цели;
–находить

различные

источники

материальных

и

нематериальных

ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека;
–вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,

точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества;
–самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему

параметров

и

критериев

оценки

эффективности

и

продуктивности

реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по
завершении работы;
–адекватно

оценивать

риски

реализации

проекта

и

проведения

исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
–адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,

которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

–адекватно

оценивать

дальнейшее

развитие

своего

проекта

или

исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
II. Содержание программы
Цели и задачи реализации индивидуального проекта в Лицее
Цель:

создание

психолого-педагогических

условий

для

разработки,

сопровождения и защиты индивидуального проекта обучающимися, в
рамках профильного самоопределения,
достижения

метапредметных

деятельность способствует

как обязательного условия

результатов
развитию

образования.
адекватной

Проектная
самооценки,

формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и
публичной демонстрации её результатов), развитию информационной
компетентности.

Индивидуальный

проект,

представляет

собой

самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении
длительного периода. В ходе такой работы обучающийся — автор
проекта — самостоятельно и (или) с помощью педагога получает
возможность научиться планировать и работать по плану — это один из
важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен
овладеть лицеист.
Задачи:
Обеспечить

содействие

в

достижении

обучающимися

следующих образовательных результатов:
- в формировании ключевых компетенций, под которыми в современной
педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие
взаимосвязанные

знания,

умения,

ценности,

а

также

готовность

мобилизовать их в необходимой ситуации и самостоятельно получить
планируемый

результат

с

последующей

аналитической самооценкой

созданного продукта;
- в воспитании самостоятельности, инициативности, ответственности,
повышении мотивации и эффективности учебной деятельности; на
практическом уровне овладеть умением выбирать оптимальные средства,

принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости; в
возможности развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению
наиболее приемлемого решения.
Место

индивидуального

проекта

в

Основной

образовательной

программе лицея
Индивидуальный проект является обязательной формой обучения и
входит в перечень учебных предметов 10 - х классов. Выполнение
индивидуального итогового проекта
обучающегося 10-х классов лицея,

обязательно
его

для

невыполнение

каждого
равноценно

получению неудовлетворительной оценки по учебному предмету.
Индивидуальный проект выполняется в течение одного учебного года (10
класс) в количестве 70 часов.
В

ходе

работы

над

индивидуальным

проектом

автор-разработчик

получает текущие отметки за выполнение ключевых этапов работы. Эти
отметки вносятся в электронный журнал на страницу «Индивидуальный
проект».
Предполагается публичная защита проекта , оценка проекта переводится в
пятибалльную систему и выставляется в электронном журнале.
Форма

индивидуального

проекта

(требования

к

содержанию,

направленности и оформлению проекта)
Результат

проектной

деятельности

должен

иметь

практическую

направленность.
Индивидуальный

проект

представляет

собой

проект, выполняемый

обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью
продемонстрировать

свои

достижения

в

самостоятельном

содержания и методов избранных областей знаний

и/или

освоении
видов

деятельности

и

целесообразную

способность
и

проектировать

результативную

и

осуществлять

деятельность.

Виды индивидуального проекта:
Cоциально - ориентированный проект нацелен на решение социальных
задач, отчетные материалы по социальному проекту могут включать как
тексты, так и мультимедийные продукты, видео, фото - и аудио -материалы.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.
Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку
задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её
проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении
проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный
эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо
объекте или явлении с целью анализа,
информации для широкой

обобщения и представления

аудитории. Такие проекты требуют хорошо

продуманной структуры. Исходом проекта может быть публикация в СМИ, в
том числе в сети Интернет, эссе, реферат, аналитические материалы,
обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый
доклад.
Творческий

проект

предполагает

максимально

свободный

и

нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это
могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры,

видеофильмы,

музыкального произведения, компьютерные анимации и др.
Конструкторский

проект

-

материальный

объект,

макет,

иное

конструкторское изделие с полным описанием и научным обоснованием его
изготовления и применения.
Бизнес-проект – это продукт, отражающий аспекты предпринимательской
деятельности,

и

представляющее

собой

оформленное

направленное на практическое перспективное внедрение.

предложение,

Содержание

проекта:

монопредметный,

метапредметный,

межпредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям),
относящийся к области деятельности и пр.
Система оценивания индивидуального проекта
Критерии оценки проектной работы разработаны с учётом целей
и задач проектной деятельности на данном этапе образования.
Индивидуальный проект оценивают по следующим критериям:
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ
Этап работы над
проектом

Подготовительный
этап

Планирование
работы

Критерии,
соответствующие
этапам

Актуальность

Обоснованность проекта в
настоящее время, которая
предполагает разрешение
имеющихся по данной
тематике противоречий

Осведомленность

Комплексное использование
имеющихся источников по
данной тематике и свободное
владение материалом

Научность

Соотношение изученного и
представленного в проекте
материала, а также методов
работы с таковыми в данной
научной области по
исследуемой проблеме,
использование конкретных
научных терминов и
возможность оперирования
ими

Самостоятельность

Выполнение всех этапов
проектной деятельности
самими учащимися,
направляемая действиями
координатора проекта без его
непосредственного участия

Исследовательская
деятельность

Результаты или

Характеристика критерия

Значимость

Признание выполненного

выводы

авторами проекта для
теоретического и (или)
практического применения

Системность

Способность школьников
выделять обобщенный способ
действия и применять его при
решении конкретнопрактических задач в рамках
выполнения проектноисследовательской работы

Степень теоретического
осмысления авторами проекта
и наличие в нем
системообразующих связей,
характерных для данной
Структурированность
предметной области, а также
упорядоченность и
целесообразность действий,
при выполнении и оформлении
проекта

Представление
готового продукта

Интегративность

Связь различных источников
информации и областей знаний
и ее систематизация в единой
концепции проектной работы

Креативность
(творчество)

Новые оригинальные идеи и
пути решения, с помощью
которых авторы внесли нечто
новое в контекст современной
действительности

Презентабельность
(публичное
представление)

Формы представления
результата проектной работы
(доклад, презентация, постер,
фильм, макет, реферат и др.),
которые имеют общую цель,
согласованные методы и
способы деятельности,
достигающие единого
результата. Наглядное
представление хода
исследования и его результатов
в результате совместного
решения проблемы авторами

проекта
Способность авторов проекта
четко, стилистически грамотно
Коммуникативность
и в тезисно изложить этапы и
результаты своей деятельности

Оценка процесса и
результатов работы

Апробация

Распространение результатов и
продуктов проектной
деятельности или рождение
нового проектного замысла,
связанного с результатами
предыдущего проекта

Рефлексивность

Индивидуальное отношение
авторов проектной работы к
процессу проектирования и
результату своей деятельности.
Характеризуется ответами на
основные вопросы: Что было
хорошо и почему? Что не
удалось и почему? Что
хотелось бы осуществить в
будущем?

Данные критерии (13) предлагается оценивать по десятибалльной шкале. Ее
использование позволяет более четко судить о многообразии возможных
суждений по качеству проектно-исследовательской работы учащихся;
выработать единый уровень требований при критериальном оценивании
проектов. Кроме основных баллов за проектно-исследовательские работы,
предлагается выставление дополнительных баллов за определенные виды
проектов и с учетом мнения эксперта.
Выставление дополнительных баллов с учетом вида проектной работы
Количество
Классификация проекта

Вид проекта

дополнительных
баллов

По способу

Исследовательский

3

преобладающей
деятельности

Практикоориентированный
Реферативный
Описательный

Монопроект
По
Межпредметный в
предметносодержательно
смежных областях
й области
Межпредметный в разных
областях

2
1
1
1
2
3

По характеру контактов

Внутрилицейский
Межшкольный
Международный

1
2
4

С учетом координации

С открытой координацией

1

Апробация

Продолжение
исследований по данной
тематике
Возможность
практического
применения
Уже применяется

Особое мнение эксперта
(с учетом системности)

1
1
3

-

Максимальное количество дополнительных баллов

1–2
16

Общее максимальное количество баллов за все критерии и с учетом
дополнительных баллов – 146.
Перевод балльной системы в отметочную осуществляется по
следующему принципу:
Более 110 баллов – отметка «5»
От 90 до 109 баллов – отметка «4»
От 75 до 89 баллов – отметка «3»
Менее 75 баллов – отметка «2»
Результаты выполненного проекта оцениваются в лицее на основе
интегрального подхода (вывод об уровне сформированности навыков
проектной

деятельности делается на основе оценки каждого этапа

проектной деятельности по каждому из четырёх названных выше
критериев).
III. Тематическое планирование
№

Тематическ Темы
ий раздел

1

Подготовит
ельная
работа над
созданием
проекта

Кол- Образовательные
во
результаты
часо
в

Выбор темы 3
проекта
Выбор
2
руководителя
и
консультантов
Определение 3
сроков
и
этапов
выполнения
проекта

2

Планирова

ние
(оформлен
ие
индивидуа
льной
программ

Формулирова 1
ние цели и
задач
Определение 1
типа и формы
проекта

Воспитательный
потенциал

определение
обоснованности
проекта
в
настоящее время,
разрешение
имеющихся
по
данной
тематике
противоречий
комплексное
использование
имеющихся
источников
по
данной тематике и
свободное
владение
материалом

Формируются
ключевые
компетенции,
под
которыми
понимаются
комплексные
свойства
личности,
включающие
взаимосвязанны
е
знания,
умения,
ценности,
а
также готовность
мобилизовать их
в необходимой
ситуации
и
самостоятельно
получить
планируемый
результат
с
последующей
аналитической
самооценкой
созданного
продукта

формулирова
ние цели и
задач
проекта;
определение
типа и
формы

Воспитываются
самостоятельнос
ть,
инициативность,
ответственность
;
Повышается

ы
реализаци
и проекта)

Планирование 1
структуры
проекта
Выдвижение
основной
гипотезы

1

Определение
источников
необходимой
информации

1

Определение 1
способов
сбора
и
анализа
информации
Формулировк 1
а
задач
каждого этапа
Оформление 1
установочных
документов

3

Работа над Сбор
8
содержание необходимой
проекта
информации,
работа
с

проекта;
планировани
е структуры
проектной
работы;
выдвижение
основной
гипотезы;
определение
источников
необходимой
информации;
определение
способов
сбора
и
анализа
информации;
согласование
этапов
выполнения
проекта;
формулировк
а задач
каждого
этапа;
согласование
процедур и
критериев
оценки
результатов
проекта;
оформление
установочны
х документов
проектирован
ия
(программы/
плана
выполнения
проекта).

мотивация
и
эффективность
учебной
деятельности;
Формируются
умения выбирать
оптимальные
средства,
принимать
решения, в том
числе
и
в
ситуациях
неопределённост
и;
в
возможности
развить
способность
к
разработке
нескольких
вариантов
решений,
к
поиску
нестандартных
решений, поиску
и
осуществлению
наиболее
приемлемого
решения.

сбор и уточнение
информации
(основные
инструменты:

Формируются
умения выбирать
оптимальные
средства,

источниками
Работа
с 3
полученной
информацией
Анализ,
2
обработка
и
обобщение,
проведение
эксперименто
в и опытов
Формулирова 3
ние выводов

4

Подготовка
проекта к
итоговой
публичной
защите

Самоанализ
9
полученного
продукта
(сравнение с
выдвинутой
гипотезой)

интервью, опросы,
наблюдения,
эксперименты
и
т.п.);
выявление
и
обсуждение
альтернатив,
возникших в ходе
выполнения
проекта;
выбор
оптимального
варианта
хода
проекта;
поэтапное
выполнение задач
проекта:
сбор необходимой
информации,
работа
с
источниками
работа
с
полученной
информацией
анализ, обработка
и обобщение
проведение
экспериментов
и
опытов
формулирование
выводов
самоанализ
полученного
продукта
(сравнение
с
выдвинутой
гипотезой).
самоанализ

выполнения
проекта,
достигнутых
результатов
(успехов
и
неудач)
и

принятия
решений, в том
числе
и
в
ситуациях
неопределённост
и;
Развиваются
способности
к
разработке
нескольких
вариантов
решений,
к
поиску
нестандартных
решений, поиску
и
осуществлению
наиболее
приемлемого
способа
деятельности.

Формирует
ся умение
самостоятел
ьно
разрабатыва
ть систему
параметров

Оформление
результатов

4

Планирование 4
формата
оформления
работы
к
итоговой
защите
Обсуждение 4
полученных
результатов,
корректировка
материалов
Разработка
реализация
плана
доработки
проекта

и 4

Формировани 1
е
групп
рецензентов и
оппонентов
работы
Самоанализ
2
выполнения
проекта,
достигнутых
результатов
(успехов
и
неудач)
Подготовка
2
мультимедийн
ой
презентации отчета о ходе
выполнения

причин этого;
подготовка
мультимедий
ной
презентации отчета о ходе
выполнения
проекта
с
объяснением
полученных
результатов;
подготовка
других
материалов,
необходимых
при защите
индивидуаль
ного
проекта
генеральная
репетиция
публичной
защиты.

и критериев
оценки
эффективно
сти
и
продуктивн
ости
реализации
проекта или
исследован
ия
на
каждом
этапе
реализации
и
по
завершении
работы;
Формирует
ся умение
адекватно
оценивать
риски
реализации
проекта и
проведения
исследован
ия
и
предусматр
ивать пути
минимизац
ии
этих
рисков.

проекта
с
объяснением
полученных
результатов
Подготовка
2
других
материалов,
необходимых
при
защите
проекта
Генеральная
репетиция
публичной
защиты
Публичная
защита
индивидуал
ьного
проекта

2

Самоанализ и 4
внешний
анализ уровня
защиты

ИТОГО

70
часо

публичная защита
проектами
саморефлексия
результата
деятельности

Формируется
умение
адекватно
оценивать
последствия
реализации
своего проекта
(изменения,
которые
он
повлечет
в
жизни
других
людей,
сообществ);
адекватно
оценивать
дальнейшее
развитие своего
проекта
или
исследования,
видеть
возможные
варианты
применения
результатов.

в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».